Бриллианты… О них говорят с придыханием, их разглядывают с завистью и восхищением, они — воплощенный статус своего владельца или владелицы. И дело даже не в красоте. Хотя, положа руку на сердце, и в ней тоже. Ограненные алмазы стали синонимом благородной роскоши и эксклюзивности. Они настолько труднодоступны и желанны, что, пожалуй, уже обзавелись собственным эгрегором. И про эгрегор — не шутка: когда-то алмаз считался камнем, наделенным магическими свойствами.
Почему бриллианты такие дорогие и чем ценны? Может показаться, что стоимость тут подчиняется общим законам экономики: чем реже встречается продукт, чем он дефицитнее — тем дороже. Но так ли это? Нет, не так.
Алмаз, из которого производятся бриллианты — относительно распространенный минерал. Судите сами. Те же изумруды в природе встречаются в 20 раз реже алмазов. При этом 99% изумрудов имеют посторонние включения. Сапфиры (разновидность корунда) также находят гораздо реже алмазов. То же самое относится и к рубинам (еще одна разновидность корунда). Особенно редки крупные экземпляры: на 300 алмазов массой около 40 каратов приходится лишь десяток рубинов того же веса. Значит, дело не в редкости? Тогда в чем?
На самом деле, миф о редкости алмазов — это не совсем миф. Когда-то так оно и было. Но когда-то и Землю представляли в виде диска. Говорят, парочку несогласных с этим даже сожгли на кострах. В общем, дела давно минувших дней.
Алмазы известны человечеству уже около 6 тысячелетий. А о том, что их можно превращать в роскошные бриллианты, оно узнало лишь в XIII веке. Полюбовались немного и… забыли на пару веков. Нельзя сказать, что для этого не было причин: люди верили, что обработка лишает камень «волшебных» качеств.
В 1454 году ювелир Луи де Бернел отшлифовал и огранил алмаз для тогда еще бургундского герцога Карла Смелого, который столь восхитился камнем, что украсил им свои доспехи. С легкой руки коронованной особы популярность ограненных алмазов принялась расти и шириться. Впрочем, не обошлось и без женщины. Первой дамой, что начала появляться в бриллиантовых гарнитурах, была Агнесса Сорель, признанная самой прекрасной женщиной XV века, фаворитка Карла VII.
Но вернемся к алмазам. До недавнего времени они действительно были редки и добывались в основном в Индонезии и Индии. Тамошние копи существуют поныне, но со временем они изрядно оскудели. Все изменилось во второй половине XIX века с открытием месторождений в Африке. А далее последовали открытия крупных запасов в России: на Урале, в Якутии и Архангельской области.
Сегодня в мире добываются миллионы карат алмазов. И пусть для ювелирной промышленности годится лишь треть от этого количества, но и этого достаточно, чтобы любая женщина могла позволить себе бриллиантовое колечко буквально из ежемесячных трат «на булавки». Так почему бриллианты такие дорогие и по сей день?
В XX веке алмаз прекратил быть редкостью — европейские рынки наводнили камни с южноафриканских копей. С этим надо было что-то делать. И тут на сцену вышел маркетинг и компания De Beers — американский монополист на бриллиантовом рынке, который когда-то контролировал 95% добычи, а также обработки алмазов. Впрочем, и сейчас концерн остается в лидерах: на его долю приходится около трети мировой добычи.
В сороковых годах прошлого века De Beers организовали образцовую маркетинговую кампанию, которая стала одной из самых успешных рекламных акций за всю историю. Называлась она Diamonds are forever, что в переводе с английского звучит как «Бриллианты навсегда».
Это действительно было гениально. В 30-40 годы XX века популярность (и цена) бриллиантов начала падать во всем мире. И тогда нанятые De Beers маркетологи из американского агентства N. W. Ayer сумели убедить сначала всю Америку, а затем и весь мир в том, что бриллиант — самый романтичный и самый ценный на свете камень.
Изначально идея о ценности и эксклюзивности бриллиантов продвигалась через рекламные кампании в медиа. Ее проводниками и агентами стали знаменитости и кинозвезды. О бриллиантах говорили на радио, рассуждали в интервью, о них читали лекции в университетах. На фотосессиях, киноэкранах, на светских раутах актрисы и другие звезды блистали бриллиантовыми гарнитурами. В какой-то момент возникла идея привлечь к кампании даже королевскую семью Великобритании.
Но по-настоящему все началось с помолвочных колец. Традиция помолвочных колец достаточно давняя. Причем, камни в них могли быть любыми. Например, королева Виктория в 1840 году получила от Альберта кольцо с изумрудом. Но с легкой руки De Beers и N. W. Ayer помолвочные кольца стали ассоциироваться только с бриллиантами.
«Девушка не может считать себя обрученной, пока на ее пальчике нет кольца с бриллиантом» — такой логике должны были подчиняться мужчины, делающие предложение о браке. И чем крупнее камень, тем крепче и удачнее будет брак. До 1947 года лишь одна американская девушка из десяти получала предложение, которое сопровождалось кольцом с бриллиантом. С 1947 таких девушек стало восемь. В дальнейшем традицию начали продвигать по всему миру. И это сработало.
Как мы уже выяснили, высокая стоимость бриллиантов — наполовину заслуга гениальных маркетологов. Но от чего зависит другая половина? Почему бриллианты дорого стоят и что влияет на их стоимость? Для оценки камня используется целый ряд характеристик.
Чем крупнее — тем дороже. Вес алмазов измеряют в каратах, карат соответствует 0,2 грамма. Алмазы подразделяют на 3 группы. Те, что имеют массу до 0,29 карата считаются мелкими, до 0,99 — средними, а если камень «тянет» на 1 карат и более — он относится к крупным.
Чем менее интенсивно окрашен камень, тем он дороже. В международной практике оттенок бриллиантов оценивается по шкале от D до Z, в отечественной — от единицы до девятки, где единицу присваивают полностью бесцветному алмазу, а девятку — коричневому. Самыми ценными и качественными считаются абсолютно лишенные цвета бриллианты. Исключение — камни фантазийных оттенков, из которых самые редки и дорогие — розовые и красные. Особняком стоят черные алмазы.
Подробно эту характеристику бриллиантов мы разбирали в статье «Цвет бриллианта».
Подавляющее большинство камней имеет примеси и дефекты (вкрапления других минералов, трещины) — это обусловлено их физическим происхождением. Чем больше примесей и несовершенств, тем меньше света пропускает камень и тем ниже его цена. В международной практике чистоту камней оценивают по шкале GIA, а в отечественной — по многоуровневой шкале, где единице соответствуют камни чистейшей воды.
Подробно характеристика чистоты освещена в материале «Чистота бриллианта».
Немаловажный фактор стоимости камня — огранка. Ведь зачастую только она способна раскрыть всю его красоту. Имеет значение и форма огранки, и ее безупречность. Что касается качества, то его принято оценивать по 4-уровневой шкале от А до Г, где А — наивысший показатель работы ювелира, а Г — самый низкий.
Вот какие формы огранки существуют на сегодняшний день:
Наиболее популярна круглая огранка. Она — самая дорогая, ибо демонстрирует богатейшую игру света и всё великолепие блеска бриллианта. Прочие виды огранки считаются менее ценными, хотя из каждого правила есть исключения. К тому же, не стоит забывать, что стоимость драгоценности складывается из нескольких характеристик по их совокупности. Поэтому, выбирая огранку, руководствуйтесь прежде всего собственными вкусовыми предпочтениями.
Подробнее об этой характеристике огранённых алмазов вы можете прочитать статье «Формы огранки бриллиантов».
Если вас завораживает блеск бриллиантов, если вы мечтаете пополнить свою коллекцию ювелирных украшений с этими восхитительными камнями, поздравляем — вы пришли по адресу. В нашем каталоге найдутся драгоценности на любой вкус и кошелек. Кольца, роскошные подвески и серьги с бриллиантами, а также одиночные камни, для которых вы сами сможете подобрать оправу исходя из своих желаний. Все бриллианты сертифицированы независимым геммологическим центром МГУ и при продаже изделий с ними выдаётся сертификат на камень. Выбирайте!
Посмотреть бриллианты в наличии / Формы огранки / Цвет бриллианта / Чистота бриллианта